ПЕТЕРБУРГ. Предприниматель, со-основатель «ЦКБ42» Сергей Федоринов, построивший «Юлмарт» с оборотом 1 млрд. дол, о том, в чем причина неуспеха многих стартапов, какие бизнес-шаблоны “рулят” современными предпринимателями и как повысить свои шансы на успех, будучи стартапером… 

ТРИ ПРИЧИНЫ НЕУДАЧИ СТАРТАПА

Первая и основная причина — создатели стартапов не мыслят категориями бизнеса. Все мечтают о чуде, что позвонит Цукерберг, найдутся инвесторы, откуда ни возьмись вольются миллиарды и т.д. Но мало, кто думает, что из этого стартапа потом должен получиться бизнес – настоящий, с большой буквы «Б». Получается, что стартап изначально не планируется, как бизнес, а рассматривается как некая идея и ее реализация. И это в корне не верный подход.

Все стартапы мыслят технологиями, а не продуктами и их ценностью для клиента. Это болезнь нашего времени, которую можно сравнить с гриппом в Петербурге по весне. Все хватаются за какие-то технологии, придумывают «коробочки с лампочками», абсолютно не задумываясь о том, а кому они вообще нужны? Как мой продукт может помочь людям? Не бойтесь задавать себе эти вопросы и вопросы вообще.

3

Третья причина. За стартапами люди видят технологическую, а не организационную составляющую. К сожалению, это свойственно не только молодым бизнесменам, но и уже довольно опытным. Никто не мыслит, что стартап организуют люди, и что самое важное –  организовать людей вокруг своей идеи, своего видения. Поэтому не может возникнуть того самого коллективного сознания, которое создаст самую важную составляющую — ценность продукта, без которой нет никакого смысла затевать проект.

Уверен, что невыполнение этих правил приводит к тому, что стартап так и остается технической, странной идеей, которую один, максимум — два человека, считают  гениальной. И среди этих людей точно будут ваши родственники.

ДВА ОСНОВНЫХ ОШИБКИ СТАРТАПЕРА

Товарищи, чья ответственность потерялась? Ошибка, которую я хорошо понял, после выхода из «Юлмарта» и с началом моей деятельности в роли наставника в других проектах, звучит так. Если в проекте не проявлено лидерство, и никто не взял на себя ответственность за будущее проекта, он никогда не взлетит. Люди, которые уже обладают опытом, начинают подбирать команду проекта, молодых, активных, с горящими глазами, которые через наставника начинают верить в результаты. Но, на самом деле, они просто подсаживаются на его убеждения и начинают чисто механически выполнять какие-то вещи, в итоге ничего не получается. Почему? Потому что эти люди всерьез не несут ответственности за результат. И наставник тоже, так как он видит себя в роли учителя, а не в роли того, кто ведет самолет к цели. Он — советчик, дает варианты полета, а выбирать должна команда. Договаривайтесь об этом на берегу, точнее — на аэродроме, пока не взлетели. Необходимо озаботиться тем, чтобы у проекта, действительно, был лидер с потенциалом, которому больше всех надо и который будет двигать этот проект вперед так, как если бы это был вопрос жизни и смерти. Тогда у проекта есть шанс стать успешным.

Если реклама не работает  – значит, её мало! Всем кажется, что реклама — это панацея. Если плохо идут продажи, плохая реклама. Я вообще противник рекламы, практически в любых ее проявлениях. Нужно отличать рекламу от продвижения. Продвижение — да, должно быть, как некий способ рассказать аудитории о продукте, но я против рекламы, которая пытается распространить недоделанный и некачественный продукт. Хороший продукт распространяет себя сам. Мы это с вами видим на примере наших любимых айфонов, которые никогда раньше не рекламировались и только сейчас начали это делать, после того, как не стало Джобса.

Photo086

И ОДНО ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Не нужно пытаться сначала обучаться, а потом создавать свой бизнес, убеждая себя, что этого достаточно. Так не бывает. Люди заканчивают специализированные школы, институты, интенсивы и, вложив в это время и деньги, естественно, считают, что они теперь крутые бизнесмены. Но на самом деле они всего лишь загрузили в себя большое количество сведений, а не знаний на эту тему. Знаниями они становятся только тогда, когда начинают обтачиваться на практике. Как и в любом деле — теория очень сильно отличается от практики.

ТРИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СОВЕТА ДЛЯ УСПЕШНОГО ПРОЕКТА

Первый совет: видение и его носитель. Бизнес можно организовать из любой деятельности, которая представляет ценность и имеет спросВажно понимать, какую ценность Вы создаете своим проектом в будущем. Должен быть конкретный носитель, который не просто говорит о крутости идеи, а фанатично в неё верит. Другими словами, «носитель» должен быть влюблен в свое творение.

Второй совет: формирование команды. Здесь уместно употребить слово привержены, важно не просто собрать людей, установить им зарплату и раздать задания, а найти тех, кто тоже будет вовлечен в ваше видение и разделять его. Проект должен быть для них приоритетом №1 в жизни, ну или хотя бы №2.

Третий совет: дисциплина исполнения. Перевод замысла в конкретный план, конкретные эксперименты и конкретные шаги. Уметь собирать обратную связь, слышать, быть осознанным по отношению к тому, что получаешь взамен. Не прогонять это все через свое эго. Если что-то не так — сразу менять направление в нужную сторону, но, при этом, не изменять своей цели.

И ОДИН ВЫВОД

Все зависит от самого человека и того, способен ли он принимать решения. Мне часто задают вопрос про инструментарий – я всегда честно отвечаю, что у меня нет никаких секретов, но то, что я применял в своей практике, у вас работать не будет. Или будет, но не так. Даже если взять две абсолютно одинаковые компании, два одинаковых рыночных состояния, одинаковые ниши, что уже нереально, то при исполнении двумя разными людьми, результат получится разный. Работа по найму, начальники, подчиненные и т.д. — мы оперируем этими терминами по инерции, но на самом деле уже давно каждый из нас создает те или иные ценности и их продает, пусть даже форма оплаты звучит просто и банально — заработная плата. Те люди, кто перестраивается в своем мышлении на новые рельсы, успевают за современными реалиями. Те, кто не хочет этого делать, — навсегда остается в прошлом веке.

2 (1)

Сергей Федоринов, предприниматель, со-основатель и СЕО «ЦКБ42». Родился в 29 марта 1975 году в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургский Государственный инженерно-экономический университет по специальности «Разработка средств автоматизации в сфере продаж и управления производством». В 1998 году стал IT-директором компании «Евклид». В 2004 году создал дистрибьютерский проект – компанию «КомБриг», где и был генеральным директором до 2008 года. В 2008 году дал старт компании Юлмарт. Построив Юлмарт от одной торговой точки до лидера рынка электронной коммерции из 400 магазинов в 240 городах оборотом 1 млрд. дол., Сергей уже 3 года помогает создавать, масштабировать и эффективно управлять бизнес-проектами в различных сегментах в рамках «ЦКБ42». В числе тех, кто уже совершил прорыв с помощью С.Федоринова  – крупные и средние компании федерального масштаба и регионального значения (розничные интернет-проекты, ведущие автодилеры и тд). Сильная сторона Сергея – проявление прорывных продуктов и дальнейшее их внедрение с помощью четкой технологии, в  основе которой работа с людьми как основными гарантами результата. Жизненную философию лучше всего отражает фраза Питера Друкера: «Самый лучший способ предсказать будущее – самому его построить». Женат, двое детей.Хобби: яхтинг, фотография, управление энергией.

 

Share →

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *


Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>