ПЕТЕРБУРГ. 29 апреля 2019 года исполняется 201 год со дня рождения Александра II, русского императора, удостоенного высокого народного звания Освободитель (1818–1881). О монархе, которому удалось дать могучий толчок в развитии государства, рассказывают материалы раздела уникальной коллекции Президентской библиотеки «Династия Романовых. Земский собор 1613 года»…

…Они включают биографические очерки, исследовательские работы, воспоминания и выступления современников, посвящённых государю, а также многочисленные фотографии царя и членов его семьи.

Николай I уделял большое внимание воспитанию и образованию Александра. «Воспитателем Наследника назначен был некогда храбро сражавшийся офицер, Карл Мердер, лично известный Государю как человек в высшей степени честный и добрый, но вместе очень строгий. А наставником царевича был Василий Андреевич Жуковский», – узнаём из электронной копии биографического очерка «Александр II, царь-освободитель», изданного в 1892 году под инициалами Е. Л.

5

Тщательно подобранные учителя оказали на будущего императора большое влияние. «Наследник вставал в 6 ч. утра, совершал утреннюю молитву и завтракал. Классы начинались в 7 часов и кончались в полдень», – пишет Е. Богданович в своём бесплатном издании для народа «Царь-освободитель» (1898). 16 лет – возраст совершеннолетия для наследника престола. Это знаменательное событие сопровождалось особенным торжеством. «Когда открыто было Евангелие, – повествует очевидец, митрополит московский Филарет, – и Государь Наследник произнёс оную твёрдым голосом. Но когда он дошёл до окончательных выражений сего акта, заключающих в себе молитву, глубокое чувство и слёзы остановили его. Собирая дух и возобновляя усилие, он довершил чтение изменённым, трогательно зыблющимся голосом». В этот же день цесаревич был пожалован в звание флигель-адъютанта его величества.

43465958_303

Вступление Александра II на престол 19 февраля 1855 года произошло в довольно сложный исторический момент: в наследство от отца он получил государство, измотанное Крымской войной, «обнаружившей внутренние язвы России и полную несостоятельность прежнего быта». В данных исторических условиях коренные преобразования были просто необходимы.

И реформы не заставили себя ждать. По словам профессора А. Александрова, автора исторического очерка «Царь-освободитель, преобразователь и просветитель России, император Александр II» (1897), монарх был убеждён, что освобождение крестьян должно свершиться в его царствование: «Первой заботою Царя было устройство быта жителей сёл и деревень, вся жизнь которых проходит в тяжёлом, упорном труде. Они платят подати, служат в войсках и исполняют самые разнообразные повинности».

1692 памятник-александру-ii фото старого киева 1912 год-1024x652

Работа по выработке положений крестьянской реформы началась. «Все усилия явных и тайных противников дела освобождения не могли остановить его, – читаем в упоминавшемся выше очерке «Александр II, царь-освободитель». – Прошло четыре года в подготовительных работах. Государь с нетерпением ждал, когда можно будет объявить радостную весть своему народу. Он уже находил, что дело затягивалось. В начале 1861 года он объявил собранию, работавшему над Положением о крестьянах, что желает объявить народу волю к началу полевых работ».

1473869081116452561

Высочайшей волей 19 февраля 1861 года по всей России был объявлен Всемилостивейший манифест о даровании воли крепостным людям – и дворянство по слову государя отказалось от права собственности на них. Отмена крепостного права повлекла за собой ряд других реформ: судебную, административную (земскую и городскую), военную и образовательную.

Судебный процесс отныне стал гласным, независимым, появились присяжные заседатели, адвокатура. Судебная власть отделилась от административной и обвинительной. «Прежний порядок суда совершенно был изменён новыми „судебными уставами“, обнародованными по Высочайшему повелению 20 ноября 1864. Судья старого времени разбирал дело, судил за преступления так, как он сам думал об этом деле, как он сам смотрел на преступление… В новых судах всё происходит открыто, при публике и называется гласным. Каждый может видеть, как дело разбирается, разбирается по правде, по справедливости, по закону, как следует, и для всех одинаково, не оправдывая виновного и не осуждая невинного», – отмечается в работе «Царь-освободитель, преобразователь и просветитель России, император Александр II».

Moscow,_Alexander_II_Memorial

Перемены коснулись также сфер местного управления, образования, финансов. Закон о печати и цензурная реформа 1865 года стали значительным шагом в развитии российского общества и истории печатного законодательства: при Александре II в печати была разрешена полемика по вопросу отмены крепостного права, были отменены дисциплинарные стеснения в университетах – эти меры ослабили цензуру.

Увы, ко времени его правления на арену политической борьбы вышли те, кто считал самым «простым» способом добиваться своих целей убийством. 4 апреля 1865 года был «открыт счёт»: Дмитрий Каракозов почти в упор выстрелил в государя, выходящего из Летнего сада. Потом были бомбисты Соловьёв, Халтурин, Желябов. 11 солдат погибли при взрыве в столовой Зимнего дворца. Последним стало покушение на Екатерининском канале 1 марта 1881 года. «К великому несчастию, оно было успешно – в тот день, когда монарх вёз с собою выработанную программу конституции, которою он имел в виду осчастливить свой народ и завершить свои реформы», – сообщается в издании «Правда о кончине Александра II: из записок очевидца» (1898). В электронной копии книги «Царь и народ» (1881) также собраны многочисленные показания очевидцев, ставших свидетелями страшного происшествия на набережной Екатерининского канала.

pamyatnik alexandru uv

Хельсинки-15

Смертельно раненный Александр II скончался в Зимнем дворце через несколько часов после рокового выстрела и был похоронен вместе с другими Романовыми в Петропавловском соборе Петропавловской крепости.

Share →

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *


Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>