ВСПОМИНАЯ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ. Для молодоженов Сергея и Вики из Луги первый день их совместной жизни выдался волнительным: «Свадьба все-таки, очень много всего надо успеть». Для фотосессии пара выбрала усадьбу Мерёво в 12 километрах от Луги: изящная архитектура, красивый парк, поляны и газоны, сортовая сирень,  горка «Парнас», сохранившаяся за 200 лет в первозданном виде со времен первых владельцев – Лялиных. И только молодая чета ступила на стриженую поляну перед главным домом усадьбы, как случилось неожиданное…

 …Откуда-то зазвучал стройный хор юных голосов. Оказалось, что это ребята летней детско-юношеской смены Региональной фольклорно-этнографической лаборатории «Петербургская губерния» репетировали свадебные песни и причитания, какие звучали в этих местах 200 лет назад, и, увидев молодожёнов, не растерялись и решили спеть для них. Костюмы под стать музыке – сшиты по старинным образцам.

«Мы, конечно, удивились. Никогда раньше с таким не сталкивались и старинной народной музыки до этого никогда не слышали, – говорит Вика. – Было интересно и приятно, что для нас старинные свадебные песни исполнили. Фотосессия вышла интереснее, чем ждали. Будет яркий момент в свадебном альбоме».

11

Участники лаборатории исполняют свадебные песни

В руках у режиссера Алексея Волынского, работающего над новым телевизионным циклом «Путешествие по провинции», который выходит с апреля на телеканале «Санкт-Петербург», по счастью в этот момент была в камера, он нажал на «rec» и весь обратился в зрение и слух: «Я понял, что на моих глазах встретились две свадьбы: старинная, традиционная и современная, дистанция между которыми как между XXI и XIX веками. Почувствовал себя в машине времени. Сегодняшние свадебные обряды и прежние сильно отличаются. Сейчас молодые – словно куклы: позируют, фотографируются. Придет тамада – все организует. Поэтому молодожёны немножко растерялись, а ребята из лагеря – нет: сообразили и спели. А вот в старину жених и невеста точно знали что делать – ходили на другие свадьбы, видели процесс, учились».

22

Педагог Н.Г. Сизова с учениками младшей группы лаборатории

Реконструкция традиций при поддержке президентского гранта

Региональная фольклорно-этнографическая лаборатория «Петербургская губерния» проводится уже в седьмой раз. Педагоги из Санкт-Петербургской государственной консерватории имени  Римского-Корсакова, Дома народного творчества Ленинградской области, Института русской литературы (Пушкинской Дом) Российской Академии наук, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Российского этнографического музея, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Государственного Эрмитажа обучили собравшихся в лагере детей от 7 до 14 лет мастерить традиционных тряпочных купол, плести из бересты, играть в городки, балбана, старинные прятки, распевать свадебные, хороводные песни и былины. В предыдущие годы проект опирался на поддержку гранта губернатора Ленинградской области, в этот раз впервые он реализован с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

33

Усадьба Мерёво

Для реконструкции старинных свадебных обрядов педагоги: Данил Изотов, Иван Белоусов, Ксения Наумова, Наталия Сизова, Александра Французова использовали свадебные песни Сланцевского района Ленинградской области. Предыдущие поколения этномузыкологов привезли эти образцы нематериального культурного наследия из фольклорных экспедиций и сейчас они используются как объекты реконструкции и обучения. «Для нас важно, чтобы освоенный во время занятий материал претворился в живое событие. При этом гуляние проводится по традиционным канонам без привычных для современных праздников атрибутов», – говорит руководитель фольклорно-этнографической лаборатории, глава Ленинградского областного отделения Российского фольклорного союза, член общественной палаты Ленинградской области Елена Киселева.

44

Праздничное шествие

В конце обучения дети исполняют сланцевский свадебный обряд, в котором, по традиции, участвовала вся деревня, вооружившись приемами старинной хореографии, вокала, знанием этики взаимоотношений между парнями и девушками, встречавшимися в старину только на вечорках. Подобный эксперимент провели несколько лет назад и в Школе народных искусств императрицы Александры Федоровны. Ее директор, Наталия Пономарева, рассказала, что тот класс, который изучил и пропел старинную свадьбу от и до, стал выделяться нравственным поведением и уважительным отношением мальчиков и девочек друг к другу.

55

Кукольная свадьба

Почему Мерёво?

66

Праздничное гуляние

Сегодняшний владелец усадьбы Мерёво Михаил Великанов рассказал, что сам не умеет петь и плясать, говорит, «пою у себя в душе», но очень приветствует сохранение старинных традиций. Тем более, что сам занимается тем же самым, но с другого края. Выпускник Ленинградского арктического морского училища, располагавшего в Константиновском дворце, до 1997 года он служил во флоте. Еще во времена учебы он увлекся «чтением» старинных усадеб. А по окончании службы в море ему на глаза попалось объявление о продаже здания бывшей начальной школы в Мерёво. «Я когда сюда приехал и все это увидел… Старые заброшенные парки – их надо видеть, их надо понимать и видеть: баскетки, куртины, парковые картины. Если человек этого не видит в заросших неухоженных парках, это сложно объяснить. А я это все вижу».

Сейчас усадебный дом в Мерёво окружает светлый ландшафтный парк с тремя террасами, за которым поблескивает большое, чистое и проточное Мерёвское озеро. «20 лет назад озера было не видно, парк почти превратился в лес – всюду бурелом, поваленные деревья, заросли молодого подлеска. Расчищаем понемногу. В планах – воссоздание старинных парковых картин с помощью друзей-архитекторов, которые специализируются по старинным паркам и садам», – делится планами Михаил.

77

Педагог А.В. Французова с учениками младшей группы лаборатории

Много времени он проводит в архивах, чтобы выяснить каждую деталь: «Я еще не нашел похозяйственные книги; чем жило хозяйство – картошку выращивали, молоко производили или что еще? Установил, что были сады красной смородины и черной смородины. Но что с ней делали – морс, варенье, замораживали – не знаю. Пытаюсь это найти. Это очень интересное занятие копаться в архивах и заниматься восстановлением старины».

Самым знаменитым владельцем усадьбы был герой Отечественной войны 1812 года Дмитрий Васильевич Лялин. Он родился 25 октября 1772 года в дереве Мерёво, в усадьбе своих родителей, получивших угодья от  Екатерины II за заслуги перед Отечеством. На военной службе он состоял с 14 лет и прошел путь от капитала до генерал-майора, участвовал в 27 сухопутных битвах и 14 морских. «Лялин был дважды кавалером Георгиевского креста. На то время таких людей было 130 человек всего: единожды кавалеров было много, дважды – 130, трижды – 67 человек и четырежды полных кавалеров  было всего два человека в России – Кутузов и Паскевич, – хозяин усадьбы с удовольствием проводит экскурсию для гостей, которую всегда начинает с рассказа о прежних владельцах усадьбы. – Портрет Дмитрия Лялина висит в Эрмитаже в Галерее Героев 1812 года, его имя выбито золотом в Георгиевском зале Кремля, там все кавалеры Георгиевского креста перечислены, и в храме Христа Спасителя, так как он  построен в честь победы России над Наполеоном».

88

Д.В. Лялин (1772-1847)

Джордж Доу

99

Вечорка

В советское время в усадьбе располагалась начальная школа, библиотека, администрация, сберкасса, а 1990 года она стояла заброшенная и запущенная, но вяз, посаженный Лялиным, красуется на главной аллее, в 2007 году дереву присвоили статус объекта природного наследия, установили табличку и цепь. Вязы в усадьбе особой породы – «вяз шершавый», известной тем, что ее не берет «голландская болезнь» – жучек, из-за опасности распространения которой в 2017 году в Петербурге вырубили 8 тысяч вязов. Михаил Великанов не скупится – дает саженцы устойчивых к болезни вязов во все парки и усадьбы, где об этом просят: в Подмосковье, в Вологду, Выборг парк, в  Михайловский и Летний сады Петербурга, в Петродворец и Гатчину. Сеются саженцы сами, но их заботливо огораживают колышками.

111

Мастер-класс сказителя А.А. Маточкина

 Детям из этнографического лагеря показалось особенно интересно как в усадьбе хранилась рыба. «В озере много рыбы, но ее же не всегда поймаешь, дождь идет или снег лежит, а рыбки хочется. Тут на берегу есть небольшой пруд 5 на 5 метров, квадратный, два метра глубиной. Рыбу ловили в озере, высаживали в этот пруд, она там жила, как в аквариумах. Хочешь щуку, не хочешь – давай карпа, леща. Пруд остался, но его еще не восстановили», – говорит хозяин усадьбы.

222

Участники летней смены Региональной фольклорно-этнографической

лаборатории «Петербургская губерния»

Погружение в традицию: день за днем

Фольклорно-этнографической лабораторией на неделю стала вся территория усадьбы. Утром зарядка, перед трапезой молитва. В главном здании, где все обедали – педагоги за отдельным столом, дети за длинными во весь зал собственными столами, после ужина ежедневно устраивались вечорки, чтобы закрепить все выученное за день.

333

Занятие по изготовлению текстильной куклы педагога С.В. Владыкиной

 444

Мастер-класс педагога  Е.В. Аршанской по техникам плетения кос

 В главном усадебном доме сотрудница Эрмитажа Софья Владыкина мастерит с детьми кукол, под руководством педагога Елены Аршанской девочки плетут косы с лентами. На поляне петрушечник Всеволод Мизенин учит мальчишек манипулируя двумя шишками на раскрытых ладонях держать равновесие. «Вначале шишки или кумушки, научитесь, чтобы они не падали, потом можно пытаться саблями или бревнами манипулировать, проводить парные поединки», – говорит он. Шишки у мальчишек падают, но никто не уходит.

555

Занятие по плетению из бересты педагога Д.А. Владыкина

666

Занятие по мужской пляске педагога И.Е. Белоусова

В беседке мастер Дмитрий Владыкин режет бересту на полоски и учит мальчишек сплетать их в шары и солонки, на пенечке у раскидистого вяза Педагог Иван Белоусов отрабатывает с мальчиками элементы традиционной мужской пляски. Александр Маточкин поет былины. Каждое непонятное слово он терпеливо объясняет, раздает детям тексты былин: «Попробуйте сами. Любые былины можно распеть на этот мотив».

777

Мастер-класс руководителя народного театра Петрушки «Папьемашенники» В.В. Мизенина

Все умения собрали на итоговую вечорку. Перед началом праздника ребятишки пошли по деревне собирать зрителей на представление – с частушками и прибаутками, под гармошку. Зрителей пришло немало – их разместили в летнем театре на средней террасе, где скамейками служат половинки исполинских бревен.

888

Летний театр усадьбы Мерёво

Здесь нашли применение и выученные свадебные причитания и песни, хореографические уроки по «северной кадрили» и женскому танцу «кружка», по мужской пляске, а куклы в руках у каждого ребенка символизировали жениха и невесту, родителей молодых, дружек и гостей – по замыслу педагогов дети пели и плясали от имени кукол. Ну а дальше игры-песни хороводы.

999

Занятие по хореографии педагогов Д.В. Изотова и К.Ю. Наумовой

 В один из дней в лагере провели выездное заседание комиссии Общественной палаты Ленинградской области по образованию, молодежной политике, патриотическому воспитанию, физкультуре и спорту. «Основа патриотического воспитания, основа художественного, духовного воспитания – народная культура», – отметила на заседании Марина Коновалова, заведующая филиалом государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Дом народного творчества», член рабочей группы по разработке рекомендаций по развитию дополнительного образования. Он рассказала о развитии культурно-досуговой деятельности в регионе: «Всего на 1 января 2018 года в Ленинградской области числится 83 клубных  формирования, в которых занимается 1211 человек, то есть всего шесть сотых процента  численности населения региона занимается фольклором». По её данным, по сравнению с предыдущим годом прибавилось 2 коллектива, в которых занимаются 62 человека. Для сравнения – 0,25 % от численности населения ЛО занимаются декоративно-прикладным искусством, в детских школах искусств по дополнительным образовательным программам в направлениях фольклора обучается 215 человек, декоративно-прикладного искусства – 16147 человек (1% от зарегистрированных на территории ЛО детей)».

1111

 Заседание Общественной палаты Ленинградской области

Кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе «Школы народного искусства императрицы Александры Федоровны», Ольга Петрова рассказала об истории этого негосударственного учебного заведения: «Школа была основана в 1911 году Императрицей Александрой Федоровной и состояла в числе учреждений Императорского Женского Патриотического общества. Современники называли школу «художественным монастырем», «деревней в столице», «царицыной светлицей». Здесь обучались девушки из 29 губерний России. Школа стала принципиально новым учебным заведением, призванным установить утерянные связи между славным прошлым и настоящим народного искусства, между столицей Российского государства и самыми отдаленными деревнями, между народным искусством и церковными художествами.

2222

Ученицы Школы народного искусства,

основанной Императрицей Александрой Фёдоровной в 1911 году

Спустя 73 года после закрытия школа вновь была открыта осенью 1992 года. Сегодня это общеобразовательная школа для мальчиков и девочек. Программа в начальной школе дополнена учебниками Константина Ушинского, с детских лет прививается любовь к родному слову. В старшей школе даётся углублённое гуманитарное и естественнонаучное образование, изучаются предметы духовного цикла; осуществляется индивидуальный образовательный маршрут. Ученики осваивают традиционные ремёсла: мальчики — иконопись, резьбу по дереву; девочки — ткачество, вышивку, кружевоплетение, золотое шитьё. По окончании школы ученики защищают свои самостоятельные выпускные работы. При школе действуют музыкально-хоровая студия «Лад» и художественная студия «Родник».

3333

Ученики летней смены Региональной фольклорно-этнографической

лаборатории «Петербургская губерния»

Участники рабочей группы подробно ознакомились с работой фольклорно-этнографической лаборатории, пообщались с детьми и преподавателями. Итогом встречи стало решение «поручить рабочей группе по разработке рекомендаций по развитию дополнительного образования объединить усилия всех заинтересованных общественных движений и собрать предложения по решению вопроса сохранения нематериального культурного наследия в Ленинградской области». Среди идей – разработать региональный закон на эту тему по примеру соседней Вологодской области.

Что дальше?

Финалом работы фольклорно-этнографической лаборатории стала организация празднования Дня России в соседней деревне Клюкошицы, где ребят уже ждали местные фольклорные коллективы, старожилы и молодежь. Молебен в этот раз состоялся в храме Флора и Лавра над рекой Тёсовой, а трапеза – на траве. Первый деревянный храм воздвигли здесь еще при Иване Грозном в 1566 году, а потом пытались перенести на другое место, но, по легенде, закладной камень несколько раз вновь оказывался на старом месте. Тут и поставили новый каменный храм в 1872 году. Лики святых частично размыты от черноты свечной гари местным энтузиастом Геннадием Аркадьевичем, другие ждут своей очереди. От храма уже по Клюкошицам, но снова под гармошку все идут к большой поляне на околице. Праздник будет здесь. Одна хороводная игра сменяет другую, оказалось, дети знают их не один десяток. Постепенно подключаются и взрослые.

4444

Участники лаборатории у Храма Флора и Лавра в деревне Клюкошицы

Во время трапезы рождается идея нового мастер-класса: как сидеть, ходить, пеленать ребенка. Педагоги обратили внимание, как сидят за трапезой местные бабушки: их ноги прямо вытянуты перед собой. «Это был элемент, необходимый в жизни – на прямых ногах мать пеленала ребенка. Это генетическая память, часть культурных кодов, – говорит Софья Владыкина. – Нам всем надо заново этому учиться и детей учить. Только нужно найти правильную форму».

5555

Съемки телеэкспедиции «Петербургская губерния» (режиссёр А.В. Волынский), 2017 год

 В июле педагоги лаборатории поделятся накопленным опытом реконструкции народных гуляний на форуме «Таврида», а в 2019 году планируют открыть в Петербурге Академию этнокультурных программ, также при поддержке гранта президента РФ.

автор Наталия МИХАЛЬЧЕНКО, 
фото Александр КИСЕЛЁВ

Share →

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *


Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>