ВСЕРОССИЙСКИЙ МУЗЕЙНЫЙ ПРОМЕНАД. ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

Из Эрмитажа в… Эрмитаж! Мы с вами сейчас совершим эдакий променад-кульбит! Из Эрмитажа, который – в Петербурге, в Эрмитаж, точнее, филиал самого именитого музея России, который своими роскошными коллекциями и выставочными загляденьями радует глаз жителей – и гостей, столицы Татарстана, города Казани.  Но помимо Эрмитажных посиделок – добро пожаловать в мир… бабочек, да, да, крылатых прелестниц, чарующих мир этих грациозных созданий дарит нам Кемерово, здешний областной краеведческий музей. И почти революционный шаг московской Третьяковской галереи в довесок!

Эрмитаж, царь всея музеев России, приготовил уникальный музейно-выставочный квест “Самовар и таз для Лазарета имени царевича Алексея”. В 2017 году Эрмитаж к 100-летию революции подготовил масштабный проект под общим названием «Штурм Зимнего». Особенностью этого проекта станет выставка-квест – точечные выставки, которые в течение года будут открываться в разных местах музея. Все экспозиции выставки-квеста обозначаются специальным логотипом. И с первым из них знакомят прямо сейчас. В Аванзале Зимнего дворца выставлены самовар и таз с монограммами императрицы Александры Фёдоровны и цесаревича Алексея Николаевича, изготовленные фирмой Карла Фаберже. Начавшаяся Первая мировая война сократила производство фирмы, несмотря на это она приспособила свои мастерские к нуждам военного времени и стала выпускать продукцию, предназначенную для фронта – медные и латунные походные самовары и чайники, кастрюли и умывальники, зажигалки и чарки, шприцы и ёмкости для их стерилизации, гранаты и гильзы.

Музей-19 марта-Эрмитаж-1

Самовар и таз предназначались для Лазарета имени наследника цесаревича Алексея, который был открыт в Зимнем дворце в 1915 году и просуществовал до 27 октября 1917 года. Большой хирургический лазарет «для нижних чинов» на 1000 мест был организован по решению императора Николая II и занимал все парадные залы Зимнего дворца, кроме Георгиевского. Солдатский госпиталь в Зимнем дворце не был похож на другие. Он располагался в царской резиденции, его оборудовали по последнему слову науки и техники того времени, здесь использовались самые передовые методы лечения. Для госпиталя был подобран высококвалифицированный медицинский персонал. Императрица Александра Федоровна и великие княжны Ольга и Татьяна служили сестрами милосердия в госпитале – они ассистировали при операциях, занимались благотворительной деятельностью, помогали раненым. С 25 октября 2017 года в Аванзале будет представлена часть экспозиции «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году», посвящённая истории Лазарета имени наследника цесаревича Алексея. Точечная выставка открыта в память о врачах и сестрах милосердия лазарета Зимнего дворца, продолжавших свою работу вплоть до октября 1917 года. Экспозиция подготовлена Отделом западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, куратор – Марина Николаевна Лопато, доктор искусствоведения, заведующая сектором художественного металла и камня.

Музей-19 марта-Эрмитаж-4

В год 100-летия Октябрьской революции Ярославский художественный музей представляет выставку известных художников XX века, которая заставляет задуматься о развитии русского искусства в сложную послереволюционную эпоху. Октябрьская революция 1917 года не только разделила жизнь страны на «до» и «после», но и красной чертой прошла по судьбам людей, нередко круто изменив их. В истории русской живописи наступление новой эры социализма сказалось не сразу. Зрелые художники со сложившейся авторской манерой и стилем не могли, да и не хотели за короткий срок кардинально менять свое творчество. В первые годы советской власти важнейшим для развития искусства стал вопрос «художник и власть». Оставшись без частных заказов, в условиях «огосударствления» всех сторон жизни общества, деятели искусства должны были решить для себя непростой вопрос о поддержке или неприятии новой власти. Кто-то радостно приветствовал перемены, создавая произведения явно политической направленности, выполняя идеологический заказ государства, кто-то уезжал в эмиграцию, кто-то ушел от активной выставочной деятельности и искал себя в театре, кинематографе, педагогике, музейном деле, оставив занятия станковой живописью лишь для собственного удовольствия. Многие художники со временем приспособились к диктату государства и создавали «идеологически верные» картины, при этом особо работая для себя, для узкого круга друзей и единомышленников, не выставляя публично эти произведения. В целом, характеризуя творчество художников старшего поколения в 1920–1950-х годах, мы можем говорить о постепенном переходе их к реализму в разных его проявлениях: символическом, романтическом и, наконец, официальном «социалистическом».

Музей-19 марта-Ярославль-1

В экспозиции представлены работы известных художников, участвовавших в крупных творческих объединениях и выставках начала XX века. Все они имели успех и признание публики и критики, их работы стали хрестоматийными для истории русского искусства. Творчество этих мастеров в советский период менее известно широкому зрителю. На выставке посетители смогут увидеть работы «голуборозовцев» Павла Кузнецова, Анатолия Арапова и Николая Ульянова; «бубнововалетовцев» Роберта Фалька, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Василия Рождественского, Александра Куприна, Александра Осмёркина; «русских импрессионистов» Константина Юона, Аркадия Рылова; баталиста Николая Самокиша и других. Выставка включает 40 произведений 1920–1950-х годов из собрания Ярославского художественного музея, двадцать два из них экспонируются впервые.

Музей-19 февраля-Кемерово-2

Кемеровский областной краеведческий музей зовет насладиться полетом прекраснокрылых существ на выставку “Мир бабочек”, самый изящный, самый, пожалуй, роскошный вклад кемеровских музейщиков в общероссийский Год экологии. Морозной и снежной зимой ожидание лета для многих людей становится настоящим мучением. А так хочется, чтобы поскорее наступило тепло, выступила первая травка, оделись в зелень деревья. Специально для жителей и гостей города Кемерово в отделе природы Кемеровского областного краеведческого музея работает выставка живых тропических бабочек. Это настоящий уголок солнца и тепла, попав в который забываешь, что на улице все еще холодная зима. где царит атмосфера тропических джунглей и облачных лесов – тех мест, где рождаются и живут великолепные крылатые создания. В Кемерово экзотических бабочек привезли в виде куколок из других стран, здесь они появились на свет. Теперь посетители музея могут совершить путешествие в Европу, Южную Америку, Индокитай и Новую Гвинею не покидая родного города. Об экзотических странах им расскажут цветы и бабочки. Вам выпал редкий шанс окунуться в мир бабочек: познакомиться с рационом крылатых красавиц и их образом жизни; узнать больше о жизненном цикле этих насекомых и их важной роли в дикой природе.

Музей-19 февраля-Кемерово-1

Но самое главное – это уникальная возможность пронаблюдать за рождением хрупких насекомых, что называется, онлайн! Порой, пока идет экскурсия, из куколок появляется две-три крылатые красавицы. Выставка состоит из двух разделов: павильона с живыми бабочками и внушительная коллекции экзотических насекомых из фондов музея, признанная одной из лучших за Уралом. В коллекции представлены различные виды насекомых и паукообразных: бабочки, жуки, палочники, стрекозы, осы, цикады, пауки и скорпионы. На всеобщее обозрение выставлено свыше 600 видов шестиногих, собранных со всего света. В музейной лаборатории посетители смогут подробно рассмотреть насекомых под микроскопом и узнать о строении крыла бабочки. Также на выставке работает «ресторан для бабочек», где гости музея могут покормить крылатых красавиц медовым сиропом и свежим апельсиновым соком. Кроме экскурсии, посетителям предлагается сделать фото с бабочками на память! Бабочки – самые яркие представители мира насекомых. Легкость, грация и красота, которыми привлекают людей тропические красавицы, наполняют радостью и заставляют забыть о заботах и непогоде на улицах. Только у нас Вы можете почувствовать себя в настоящем жарком оазисе, посреди зелени диковинных растений и своими глазами увидеть чудо рождения бабочки!

Музей-19 февраля-Кемерово-3

Выставка «Искусство для всех» известного японского художника Кондо Юкио открылась в пятницу, 10 марта, в Новосибирском художественном музее. Художник так рассказывает о проекте: «Временами под влиянием произведений искусства у человека появляется страсть к жизни. Как чистая вода и воздух, искусство должно присутствовать рядом с каждым. Я планирую осуществить проект «Искусство для всех» для того, чтобы, как и оказание медицинской помощи тем, кому она недоступна, предоставить шанс людям, находящимся в различных обстоятельствах, соприкоснуться с искусством». В экспозиции представлено более 60 произведений традиционной японской живописи, рисунков и литографии, большая часть которых посвящена природе. Монументальная графическая работа «Цунами» занимает центральную часть выставки. Кондо Юкио начал создавать это произведение в 1981 году, но продолжает постоянно работать над ним. На сегодняшний день длина картины составляет более 13 метров. Сам художник так описывает главное произведение проекта: «Она не имеет конца. До тех пор, пока я живу, я буду ее писать».

Музей-19 марта-Новосибирск-1

А в Центре «Эрмитаж-Казань» почти полгода с превеликим ажиотажем работает выставка «Петербургский модерн. 1890–1910-е годы. Стиль и светская мода» из собрания Государственного Эрмитажа. Включенные в состав выставки костюмы и аксессуары в стиле модерн, дополненные живописными и фотографическими портретами современниц, а также предметами интерьера, дают объемное представление о «дамском мире» Петербурга на рубеже XIX–XX веков. Новый художественный стиль конца XIX – начала XX веков, называемый по-русски «модерн» (Art Nouveau во Франции, Modern Style в Англии и Jugendstil в Германии) совпал по времени с правлением последнего российского императора Николая II. К началу XX столетия модерн достиг наивысшей точки своего развития не только в Европе, но и в России. Модерн – эпоха женственности, мягких, извилистых линий, нежных цветов. Конечно же, этот стиль не мог не коснуться одной из главных областей жизни своей героини и музы – костюма, в котором его черты прослеживаются так же явственно, как в живописи и декоративно-прикладном искусстве. Ушли в прошлое неудобные корсеты и пышные оборки, уступив место легким, простым, естественным линиям. Роскошные ткани, утонченность силуэта, подчеркнутая женственность и легкий налет таинственности… Все это стиль, который в истории моды получил название модерн.

Музей-19 марта-Эрмитаж-Казань-2

«В Эрмитаже такой выставки еще не было, – поделилась главный хранитель музейной коллекции Государственного Эрмитажа, заместитель генерального директора Светлана Адаксина. – Мы, конечно, много показывали платьев, разного периода выставки у нас были, но такого подбора мы еще не показывали».

Представленные на выставке предметы туалета были созданы фантазией лучших модельеров Парижа, таких как Чарльз Ворт, Жанна Пакен, Сестры Калло, Поль Пуарэ, а также их российскими коллегами – Августом Бризаком в Петербурге и Надеждой Ламановой в Москве. Их дополняют аксессуары – веера, зонты, шляпы, сумочки, обувь, исполненные в лучших Петербургских и Парижских мастерских.

Но выставка примечательна не только звездным составом создателей нарядов, но также историческими личностями, которым они принадлежали. Большинство экспонатов происходят из Аничкова и Зимнего дворцов, а также особняков князей Юсуповых и графов Шуваловых, то есть из гардеробов представителей династии Романовых (императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, а также императора Николая II) и высшей российской аристократии. Те предметы, которые было нельзя продать и невозможно носить, попали в театральные костюмерные, а частично в Музейный фонд, откуда они были впоследствии переданы в новый Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа. Отдельную коллекцию составляют костюмы, принадлежавшие артистке Московских театров Веры Карахан (Дженеевой) и приобретенные Эрмитажем в 1971 году.

Музей-19 марта-Эрмитаж-Казань-3

«Какая-то есть необыкновенная динамика в этой выставке …У меня полное ощущение того, что все это находится в движении..Так легко воображается, что мы на серьезном светском мероприятии…И то, что за этим платьем, веером и шляпкой история конкретного человека, добавляет еще больше таинства, эмоционального восприятия этой выставке» – отметила директор Музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева. Одна из историй связана с подвенечным платьем, в котором в церкви Зимнего дворца венчалась фрейлина Александра Алексеевна Раткевич. В дар Государственному Эрмитажу платье преподнесла ее дочь, а сегодня на открытии выставки почетным гостем стала внучка обладательницы наряда Надин Гринуа Бестужева.

В целом коллекция костюмов из собрания музея, насчитывающая около 200 комплектов, самая крупная в России. Каждый костюм – редкое художественное явление, отражающее не только вкусы своего владельца, но и основные стилевые тенденции времени. Благодаря кропотливому труду музейных реставраторов они и по сей день сохраняют свою первозданную красоту, позволяя по достоинству оценить высокое искусство мастериц давно ушедших эпох.

Музей-19 марта-Эрмитаж-Казань-4

По словам первого заместителя министра культуры Республики Татарстан Эльвиры Камаловой на выставке можно найти ответ на любимую фразу всех мужчин: «Чего хотят женщины». «Женщины во все времена хотят одного: красоты, тепла, уюта. Я думаю, что все те интересные находки, которые вы сделаете на этой выставке и будет свидетельством того, что вы настоящая женщина», – отметила она. На выставке можно увидеть туалеты, которые предназначались для самых разных событий, будь это свадьба или придворный бал, летняя прогулка или прием в кругу близких друзей. Экспозицию дополняют живопись Франсуа Фламенга, Эрнста Липгарта, Жоржа Беккера и Николая Богданова-Бельского.

Представленные на выставке фотографии, выполненные в самых разных фотографических ателье Российской империи – Петербурга, Москвы, Киева и Владикавказа – показывают дам в туалетах, сшитых по последнему слову моды. Запечатленные на фотографиях мужчины демонстрируют умение офицеров и джентльменов с блеском носить как штатский костюм, так и военный мундир. Значительная часть представленных на выставке работ принадлежит одному из лучших петербургских ателье «Helene de Mrozovsky», открытому в конце 1893 года ученицей известного французского фотографа Надара Еленой Лукиничной Мрозовской (1864-1941). Ателье пользовалось популярностью среди столичной аристократии и у отечественной художественной элиты.

Музей-19 марта-Эрмитаж-Казань-5

Интересными образцами графической продукции, исполненной в стилистике модерна, являются работы французского художника Поля Сезара Эллё (1859-1827), исполненные в технике сухой иглы. Его искусство пользовалось огромным успехом в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Особенно знамениты его утонченные и элегантные женские образы, ставшие своеобразными символами эпохи модерн. К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, автор текста и куратор выставки – Юлия Валерьевна Плотникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

Третьяковская галерея открывает выставку графики Василия Николаевича Чекрыгина (1897–1922), одной из самых ярких и драматических фигур в искусстве XX века. Художник-новатор и теоретик искусства, он был лидером и идейным вдохновителем легендарного объединения “Искусство-жизнь” (“Маковец”). Жизнь Чекрыгина трагически оборвалась в 25 лет, когда художник был на пике творческой активности, но он успел заявить о себе как о блестящем рисовальщике, живописце, глубоко размышляющем о человеке, жизни и смерти, о природе искусства.

С ранних лет художник мечтал о создании фрески и в последние годы пытался реализовать свои монументальные замыслы, но они так и остались неосуществленными. В преддверии 120-летия со дня рождения художника Третьяковская галерея представляет рисунки мастера из серий “Восстание”, “Расстрел”, “Лица”, “Оргии”, а также уникальные листы на тему “Воскрешение мертвых”, многие из которых демонстрируются впервые. Третьяковская галерея хранит одну из лучших музейных коллекций графики Василия Чекрыгина, насчитывающую более 450 листов. В нее вошли 30 первоклассных рисунков, поступивших в 1923 году от вдовы художника, а также немногочисленные листы из разных частных коллекций и семьи художника. Представленная на выставке графика Чекрыгина конца 1910-х — начала 1920-х годов стала вершиной творчества мастера. Переломное в русской истории время войн и революций повлияло на мировосприятие художника, а ощущение сопричастности историческим событиям отразилось в его творчестве. В последние три года жизни мастер был погружен в работу над эскизами композиций к задуманным им фрескам “Бытие” и “Воскрешение мертвых”. За короткий срок им было создано около 1 500 рисунков. Однако в послереволюционное время этот проект был обречен на неудачу. Между тем в эскизах многофигурных композиций и в отдельных фрагментах к ним прослеживается некое единое образное решение. Собранные вместе в экспозиционном пространстве рисунки дают представление о значительном масштабе замысла художника.

Музей-19 марта-Москва-3

“Бытие”. Первые проекты фрески относятся к 1920 году, когда Василий Чекрыгин исполнил серии рисунков на исторические, современные и мифологические сюжеты. Важное место в экспозиции занимают монументальные графические листы на тему “Восстание”, “Расстрел” и “Лица”, свидетельствующие о трагическом восприятии художником событий революционных и послереволюционной лет. Общую “бытийную” картину образов дополняют рисунки со сценами из жизни богемы и буржуазии, портретные зарисовки, листы из серий “Оргии” и “Сумасшедшие” — сложные многофигурные композиции, построенные на контрастах светотени. Все персонажи существуют в непрерывном развитии, исчезают и проявляются в мелькании светлых и темных пятен.

Музей-19 марта-Москва-4

“Воскрешение мертвых”. В конце 1921 года Чекрыгин увлекся учением религиозного мыслителя, одного из родоначальников русского космизма Николая Федорова “Философия общего дела”. Мысли философа о бессмертии личности потрясли художника. Федорову Чекрыгин посвятил рукопись “О соборе воскресшего музея”. Художник начал работать над воплощением своего нового замысла — созданием монументальной фрески о всеобщем воскрешении и космическом будущем человечества. Образно воплощая мысль философа о воскрешении всех когда-либо живших на земле людей, а не только праведников, художник изображает фигуры в бурном движении либо величественно “восстающими”, либо еще только “освобождающимися” из плена смерти. Виртуозно используя выразительный язык графики: линию, пятно, контраст света и тени Василий Чекрыгин передает таинственную атмосферу воскрешения, высвечивая поднимающиеся из темноты небытия фигуры людей (“Композиция с фонариками”). В своих лучших листах Чекрыгин, пытаясь создать “очищенный образ просветленной плоти”, добивается почти полного исчезновения фигур (“Композиция с ангелом”). Рисунки, исполненные прессованным углем и графитным карандашом, свидетельствуют о редком даре художника, о совершенстве его пластического мастерства.

Музей-19 марта-Москва-2

Первая выставка произведений Чекрыгина в Третьяковской галерее дает редкую возможность публике ознакомиться с наследием художника-философа и провидца, стремившегося осуществить уникальный для ХХ века духовный и художественный проект.

Share →

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *


Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>