КАЛЕНДАРЬ ИМА-ПРЕСС. Днем политических и экономических «премьер» можно считать 16 день февраля. Именно в этот день прибалтийская страна Литва обрела заново свою государственность, не путь с днем независимости и восстановления целостности этой страны,  «КамАЗ» выпустил первый свой автомобиль,  запустив в мир новую советскую автолегенду…

 16 февраля 1722 года император Пётр I издал указ о престолонаследии, согласно которому глава государства мог сам по своему усмотрению назначать себе преемника: «…дабы сие было всегда в воле Правительствующего Государя, кому оной хочет, тому и определить наследство, и определённому, видя какое непотребство, паки отменить, дабы дети и потомки не впали в … злость, …имея сию узду на себе. … дабы все Наши верные поданные, духовные и мирские без изъятия, сей Наш устав пред Богом и Его Евангелием утвердили на таком основании, что вся, кто сему будет противен, или инако как толковать станет: тот за изменника почтён, смертной казне и церковной клятве подлежать будет».

16 февраля-фото-1

Данный указ ломал вековые устои передачи власти от отца к сыну. Теперь государь мог назначить своим наследником кого пожелает, не следуя правилу первородства, если старший сын, по его мнению, оказывался непригодным для исполнения властных функций. В августе 1722 г. вышла книга Феофана Прокоповича «Правда воли монаршей», в которой объяснялось и обосновывалось право императора распоряжаться будущим государства: «Как отец может лишить сына наследства, так и государь — престола». Феофан оставлял за народом право участвовать в назначении монарха лишь в тех случаях, ког­да не было прямого завещания государя, но не предложил механизм этого участия.

16 февраля-фото-2

Российская практика XVIII столетия показала, что в условиях абсолютной монархии, когда личность императора имела огромное значение, такой способ престолонаследия подрывал стабильность государственного управления и служил одной из предпосылок дворцовых переворотов. Поэтому Павел I в день своей коронации 16 апреля 1797 года подписал указ о престолонаследовании, отменявший Петровский указ. Новый закон положил начало гарантированному переходу императорской власти от отца к старшему сыну. Ставя закон о престолонаследии выше воли монарха, император Павел выражал веру не в человека, свойственную закону Петра I, а в промысел Божий. Таким образом, преемственность монархической власти вновь стала независимой от влияний и желаний правящего класса, хотя и не гарантировала от заговоров. Ирония судьбы, после вероятного смертоубийства Павла Петровича новым императором стал старший сын Павла I Александр Павлович, которого – и не без основания, впоследствии подозревали в заговоре против своего монаршего отца.

16 февраля-фото-4

16 февраля Литовская республика отмечает важный национальный праздник – День восстановления государственности. Именно 16 февраля 1918 года в Вильнюсе Совет Литвы или Литовская тариба, провозгласил восстановление самостоятельного литовского государства (под германским контролем до конца 1918 года). При этом первой страной, признавшей самостоятельную государственность Литвы, стала Советская Россия.

“…99 лет назад, 16 февраля 1918 года 20 членов Литовской тарибы подписали Акт о независимости, основополагающий документ современной Литвы, – говорит генеральный консул республики Литва в Санкт-Петербурге Дайнюс Нумгаудис. – Этот документ объявлял о восстановлении независимого, на демократических началах построенного литовского государства со столицей в Вильнюсе и об отделении этого государства от всех государственных связей, которые когда-либо имели место с другими нациями. 122 слова этого лаконичного, концептуального и почти совершенного документа очень точно определили путь, который выбрал литовский народ. Путь, который потребовал настойчивого труда, мужества и жертв. Путь, по которому мы идем до сих пор, создавая и укрепляя свое государство. Трудно представить восстановление государственности Литвы после 123 лет пребывания в составе Российской империи, без истории Великого Княжества Литовского, без опыта построения Республики двух народов литовско-польской Речь Посполиты, без национальных освободительных движений и восстаний против царской власти, без книгоношев, тайных литовских школ и подпольной печати на литовском. Акт 16 февраля сплотил нацию перед испытаниями. Дух этого документа был основой не только довоенной Литвы. Он помогал определиться и антинацистскому сопротивлению, в резистенции к послевоенным советским реалиям и стал стержнем восстановления независимости 11 марта 1990 года…”.

16 февраля-фото-10

Немного об истории этой прибалтийской страны: освоение территории нынешней Литвы человеком началось 12000 лет до нашей эры, а в 3000–2500 гг., до н. э. пришли индоевропейцы – балты. В V–VIII вв., на западных землях образовались союзы племен: пруссы, ятвяги, курши, земгалы, литовцы, латгалы. В X веке балты-язычники попали в кругозор католических миссий Европы. Одним из католических миссионеров, посетившим эту прибалтийскую страну стал архиепископ Бруно, носивший монашеское имя Бонифаций. Именно Бруно – в 1009 году, в рамках подробного отчета о миссионерском посещении янтарного края впервые упомянул слово “Литва” в качестве наименования страны своего пребывания. Появление самого первого литовского государства, Великого княжества литовского, датировано 1253 годом. Папской буллой Литве был присвоен высочийший титул – королевства. Не взирая на сильное католическое – крестоносцев, влияния на Прибалтику, именно Литва в союзе с Польшей положила конец деспотичному влиянию крестоносцев в регионе. В 1410 году совместными усилиями Литва и Польша разбили силы ордена Крестоносцев в Грюнвальдской битве. Литва второй в мире – в 1791 году, приняла конституцию как главный закон всей страны.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Сегодня в День восстановления Литовского государства по всей стране проходит целый ряд мероприятий, приуроченных к этой знаменательной дате. Среди них – выступления первых лиц государства перед народом, церемония вручения государственных наград в Президентском дворце Литовской Республики, концерты, на которых выступают деревенская капелла Ventukai и коллектив Musica humana Литовской национальной филармонии, святые мессы в различных храмах страны и другие торжества и праздничные акции.

16 февраля-фото-3

Первый автомобиль марки “КамАЗ”, то есть автомобиль, выпущенный Камским комплексом заводов по производству большегрузных автомобилей, увидел свет 16 февраля 1976 года. С тех пор выпущено более двух миллионов автомобилей и почти три миллиона двигателей. Каждый третий грузовик полной массой 14-40 тонн в России и странах СНГ – это “КамАЗ”, автомобили марки “КамАЗ” эксплуатируются более чем в 80 странах мира. История автогиганта началась несколькими годами ранее, точнее в 1969 году, когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей. Было изучено 70 вариантов его размещения. Выбор пал на Набережные Челны, маленький в то время городок на Каме. Его преимущества были очевидны. По своему географическому положению Набережные Челны находятся в самом центре бывшего Союза. Судоходные реки Кама и Волга, а также близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением стройки материалами, сырьём, оборудованием, комплектующими, а в дальнейшем – с транспортировкой грузовиков потребителям. Наличие в регионе крупнейшей строительной организации «КамГЭСэнергострой» позволило завершить строительство заводских корпусов и жилья для будущих камазовцев.

16 февраля-фото-7

Рабочие и специалисты, представители 70 национальностей, съехались на стройку в Набережные Челны. Заказы завода «КамАЗ» на строительные материалы и оборудование выполняли все министерства и ведомства, всего свыше двух тысяч предприятий. На самой строительной площадке работали более 100 тысяч человек. Будущий автозавод обеспечивался самым современным по тем временам технологическим оборудованием. В его оснащении приняли участие более 700 иностранных фирм, в том числе известные всему миру корпорации «Свинделл-Дреслер», «Холкрофт», «Сикаст», «Ингерсолл Рэнд» из Америки, «Буш», «Хюллер», «Либхер» из Германии, итальянские «Морандо», «Эксцелла», «Фата», французский «Рено», шведский «Сандвик», японские «Камацу» и «Хитачи».

16 февраля-фото-8

13 декабря 1969 года был вынут первый ковш земли на строительстве Камского автозавода, который был рассчитан на производство 150 тысяч большегрузных автомобилей и 250 тысяч двигателей в год. Комплекс заводов на Каме раскинулся на обширной территории в 57 квадратных километров. Одновременно со строительством автозавода решались огромные коммунальные проблемы. Сотням тысяч людей «КамАЗ» обеспечил комфортабельное жильё, современные учебные заведения, детские сады, медицинские учреждения, многочисленные объекты культуры, спорта, отдыха и досуга. Благодаря комплексу заводов «КамАЗ» в Прикамье был создан мощный промышленный и научный центр, а также развитая инфраструктура пригородной сельскохозяйственной зоны. Каждый год город пополнялся на 30-40 тысяч человек. Если до начала строительства «КАМАЗа» в Набережных Челнах жили 27 тысяч человек, то сейчас – более полумиллиона.

Share →

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *


Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>