ВСЕРОССИЙСКИЙ МУЗЕЙНЫЙ ПРОМЕНАД. Феллини в «Эрарте», трагический Ульман на Большой Морской, боевой конфискат во Владивостоке, разнонациональный фотовзгляд на Архангельск, традиционный – сочный, фактурный, насыщенный реализм в Саранске, дары Эрмитажа в Петрозаводске. И это далеко не все. Так как все объять в одном музееобзоре нереально. Но попытаться можно.

 Уникальная и одновременно с тем универсальная музейно-концертная площадка, современный центр искусств, который в особенных представлениях не нуждается – “Эрарта”, предлагает всем жаждущим чего-то нетривиального окунуться в мир киношедевров Феллини. Но не кинопросмотрами тут почуют, нет, всю куда проще и сложнее одновременно. “Эрарта” предлагает мир костюмов из кинокартин самого именитого итальянского кинокудесника планеты. Представьте себе на миг: полсотни предметов, в основе которых – костюмы, из самых известных, обожаемых петербуржцами, фильмов Феллини. Средь экспозиционного роскошества – платье Аниты Экберт из знаменитой сцены в фонтане Треви, барочные одеяния героев «Казановы», итальянский лоск фильма «Дорога». Однако экспозиция этим не исчерпывается: здесь вам предложат воистину пиршество для глаз, то есть backstage-фотографии со съемок тех или иных кинолент, разнообразные киноафиши, элементы декораций, алый красавец-мотоцикл марки Harley-Davidson — все эти экспонаты неминуемо переносят зрителя в завораживающий, странный, восхитительный мир Феллини. Стоит отметить немаловажные моменты, экспозиция смогла состояться исключительно при поддержке Генерального консульства Италии в Санкт-Петербурге, Итальянского Института в Санкт-Петербурге. Устроители выставки также предлагают отметить партнеров экспозиции: Музей мотоциклов с колясками (Cingoli); Библиотека Gambalunga Римини; Кинотека города Римини; Costumepoque srl (Рим); театральное ателье Farani (Рим); Jwel House (Рим); Rochetti & Rochetti (Рим); Музей Fumagalli (Сереньо); The One srl (Рим); Архив Elisabetta Catalano (Рим); Mustafa Sabbagh (Феррара).

muzeobzor-02-spb-2

На выставку молодого петербургского фотографа Екатерины Предко зовет Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Здесь все и обычно, и нестандартно одновременно. Одно только название чего стоит: “Как ты_”. И это не позерство какое, игра “отделочными материалами” из графических знаков, тут все на своем месте и все имеет значение, каждое слово, каждая буква, каждый знак. Название экспозиции «Как ты_» – открытая фраза, меняющая свой смысл в зависимости от знака препинания, поставленного зрителем. Восклицательный знак, многоточие, знак вопроса – диапазон наших ожиданий от фотографии. Выставка молодого петербургского фотографа Екатерины Предко – погружение в пространство личной памяти. Памяти, в которой реальность проявляется лишь в отдалении, формируя непростую эмоциональную связь с событиями и состояниями. Воспоминание кажется недостижимым. Екатерина Предко – молодой петербургский фотограф, участник групповых выставок в Санкт-Петербурге, Красноярске и Нью-Йорке. Посещала студию ФК и секцию фотографии в Молодежном центре Государственного Эрмитажа под руководством Игоря Лебедева. Помимо фотографии как таковой, в сферу её профессиональных интересов входят арт-медиация и теория восприятия искусства. В 2014 году была частью команды арт-медиаторов европейской бьеннале Манифеста10. Автор образовательных программ о теории и истории современного искусства. Выставка «Как ты_» – первая персональная фотографическая экспозиция автора.

muzeobzor-02-spb-3

В Шереметевском дворце – Музее музыки 24 ноября состоится торжественное открытие выставки «ОбличьЯ. Больше, чем реальность». Этот крупный проект исследует границы человеческого образа: от ритуальных масок до петроградского авангарда, от раскрашенных лиц футуристов до современных художников, которые работают со своим обличием как с произведением искусства. Исторические костюмы и маски из коллекции Российского Этнографического музея будут соседствовать с образами, созданными Казимиром Малевичем, Владимиром Маяковским, Давидом Бурлюком, Натальей Гончаровой, Михаилом Ларионовым, Владимиром Татлиным, Гариком Ассой, Сергеем Курехиным, Александром Петлюрой, Владиславом Мамышевым-Монро, Андреем Бартеневым, Жанной Агузаровой и многими другими. Для широкой публики выставка открыта с 26 ноября.

muzeobzor-02-spb-4

Всего пять дней в Доме композиторов, что на Большой Морской улице Петербурга, будет экспонироваться пронзительная по силе своего восприятия выставка «Виктор Ульман – Свидетель и жертва Апокалипсиса». Документальная выставка «Виктор Ульман – Свидетель и жертва Апокалипсиса» повествует о трагической судьбе австрийского композитора Виктора Ульмана. В годы Первой мировой войны он был артиллерийским наблюдателем австрийского вермахта и оказался свидетелем газовой атаки и грандиозной битвы в Альпах на итальянском фронте. В годы Второй мировой войны он был отправлен в гетто концлагеря Терезиенштадт и в 1944 году погиб в газовой камере Освенцима. Автор выставки – австрийский режиссер и руководитель музыкально-театральной группы ARBOS Герберт Ганчахер сделал постановку главного сочинения Виктора Ульмана – оперы «Император Атлантиды, или Смерть отрекается» и исполнил ее в 1995 году в концлагере Терезиенштадт, где они и была создана. Постановка оперы была для Ганчахера не просто режиссерской работой. История создания оперы настолько поразила режиссера, что он отправился в архивы и занялся серьезными исследованиями биографии Ульмана. Обилие изученных материалов привело Ганчахера к идее устроить выставку, посвященную Виктору Ульману. «Свидетель и жертва апокалипсиса» – так он назвал экспозицию, которая впервые была представлена к 100-летию Первой мировой войны в 2014 году в Клагенфурте, затем в Вене и Зальцбурге, в 2015 году состоялась в Праге и, наконец, добралась до Петербурга.
На выставке демонстрируются подлинные документы времен Первой мировой войны, открытки и листовки того времени, книги, как антивоенные, так и «ура-патриотические», множество фотографий, подлинная нотная тетрадь 1944 года – вокальная партия исполнителя роли Смерти в опере Ульмана, письма Ульмана и афиши его концертов (1917-1918 гг.), подлинный мундир корнета австро-венгерской армии и много иных интереснейших экспонатов. Выставка является частью программы международного фестиваля новой музыки «Звуковые пути».

muzej-promenad-vystavki-3

Выставкой кинетических объектов “Три степени свободы” соблазняет всех и каждого Челябинский Музей изобразительных искусств. Выставка эта многими знающими толк в экспозиционном наполнении музеев специалистами признана уникальной и неповторимой. Ведь здесь во главе угла – рукотворное чудо, и творит сие чудо он, перфекционист, невероятный выдумщик и затейник, инженер-механик Николай Панафидин. В профессиональной среде известный как изготовитель мобильного реквизита для спектаклей того же Вячеслава Полунина. Из пресс-релиза: “…Но есть среда, где технический гений Николая Панафидина напрямую выходит в сферу искусства — это создание кинетических объектов. Здесь механика и рациональность конструкций утрачивают сугубо практический смысл и служат воплощению художественных замыслов…”. И благодарности увидевших, узревших сей диковинный мир движимых объектов ждать не приходится. Вот вам один из восторженных отзывов выставки: “Николай Николаевич! Спасибо огромное! Выставка завораживает красотой конструкции и технических решений, невероятной эстетичностью объектов. Интересно всем, детям и взрослым, профессионалам и художникам! Спасибо. Елена Федорова…”. И у вас, дороге наши читатели, есть шанс лицезреть экспозицию почти что живых, всяко одушевленных предметов, изготовленных Николаем. Ибо его выставка “Три степени свободы” в Картинной галерее Челябинского Музея изобразительных искусств продлится вплоть до 30 ноября.

muzeobzor-02-chelyabinsk-1

Следующая экспозиция скорее всего мальчишкам всех возрастов на заметку. Ибо в каком возрасте парнишки не пребывают, из всех музеев и выставочных пространств их всяко тянет на оружейные экспозиции. Владивосток вам в помощь! В Главном корпусе Приморского музея который уже месяц работает выставка холодного оружия и защитного вооружения воинов России, стран Европы и США, Японии, Индо-Персидского региона, Китая конца XVIII – начала XX века. Коллекция холодного оружия Приморского музея охватывает широкие временные и географические рамки. Будучи центром транзитной торговли, Владивосток с момента своего основания принимал у своих причалов корабли со всего земного шара. Здесь оставили свои следы бури революций, военной интервенции и войн. Кроме того, находясь на крайней юго-восточной точке евразийского континента, Владивосток впитал в себя культуры народов Азии и Европы. Коллекция формировалась с конца XIX века. У истоков её создания стояли члены Общества изучения Амурского края, офицеры Сибирской военной флотилии, ученые, исследователи, общественные деятели. В последующем коллекция пополнялась жителями Приморского края и Владивостока, которые находили холодное оружие на чердаках и в подвалах старых домов. Отдельные предметы коллекции переданы в музей Государственным историческим музеем и Владивостокской таможней.

muzeobzor-02-spb-5

Пропагандистом нетленных образцов реалистичной живописной школы – как досоветской, так и советской, безо всякого на то сомнения является Мордовский республиканский музей изобразительных искусств, расположенный в городе Саранске. Тем паче, ярчайшим образцом как досоветского, так и советского реализма в мире художественных образов выступает свой, мордовский талант. Имя которому – Федор Сычков. Феномен Сычкова как творческой личности, утверждают на официальном сайте музея, — в приверженности критериям, обретенным им  в начале творческого пути, верности одной теме — теме жизни и быта русской деревни, пропущенной через призму его художнического видения крестьянского бытия как устоявшихся вековых традиций. Они ломались на его глазах в советский период, но он не желал живописать тот усредненный тип советской колхозницы в фуфайке или сереньком пиджачке, в которых ходили как мужчины, так и женщины, и что было визуальным олицетворением равенства полов. В его архиве сохранился большой фотодокументальный материал. На фотографиях 1940-х годов женщины пляшут под гармошку, одеты в серые платки, кирзовые сапоги, мешковатые пиджаки. Лица те же, что и на полотнах мастера более раннего периода — открытые, задорные, смешливые. Художник активно использовал в своей работе, как вспомогательный материал, фотографии. Но изображал свои модели традиционно в русских сарафанах, ярких платках, бусах. Ему претила казенщина в одежде советского времени. Он хранил в мастерской в сундуке ворох павловских платков, пестрых юбок, кружевных кофточек, в которые наряжал свои модели. Им создана галерея блестящих портретов русских крестьянок… И галерея та обширна: в богатейшей коллекции Мордовского республиканского музея изобразительных искусств 600 картин, этюдов, эскизов народного художника Мордовии, заслуженного деятеля искусств РСФСР и МАССР Федота Васильевича Сычкова! Не знали, не видели? Спешите, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств всегда рад открыть вам мир мастеров живописного дела, взращенных благодатной мордовской землею.

muzeobzor-02-spb-6

Удивительную выставку “Многонациональный Архангельск” представляет Архангельский краеведческий музей. Россия – многонациональная страна. Исторически так сложилось, что на ее территории проживает много народов, народностей, племен, которые самобытны и не похожи друг на друга. Архангельск не исключение – для многих национальностей наш северный город стал родным. Автор проекта – Оксана Гернет – ставит перед собой задачу показать красоту и своеобразие людей, которых сегодня можно встретить в Поморье. Каждый герой выставки сфотографирован дважды – в своем повседневном образе и в национальном костюме, что делает восприятие одного и того же человека контрастным. В проекте, подготовка которого длилась более полугода, приняло участие 35 человек из стран ближнего и дальнего зарубежья. Оксана Гермет – широко известный в Архангельске, да, собственно, и за пределами этого северного града Китежа молодой фотомастер. Кажется, ей подвластна любая фотографическая стихия, и статичное портретное изображение, разнофактурное, разнохарактерное, и репортажное буйство красок и цветов. Будь то свадебное фото или какое семейное торжество. Умело вылавливая, выхватывая из бурного потока события, Оксана формирует не просто фотоотчет, но творит чудо, имя которому – живописный, художественный репортаж. По которому и будут, собственно, судить о том или ином событии – вне зависимости от его значимости и масштаба. Да, иногда фотомастер выходит за тесные рамки жесткого заказа, творит что называется для себя, для души. И экспозиция “Многонациональный Архангельск” тому самое живое и непосредственное свидетельство.

muzeobzor-02-arhangelsk-1

В Музее изобразительных искусств Республики Карелия замечательное и довольно редкое событие – выставка  книг, полученных в дар  от Государственного Эрмитажа. Организатором и комплектованием партии книг выступила Научная библиотека Эрмитажа, миссия которой – пополнить библиотечные фонды музеев страны литературой  по искусству. В библиотеку музея  поступило более 600 книг, изданных Государственным  Эрмитажом с 2000 по 2015 гг. Самое яркое впечатление оставляют книги по декоративно-прикладному искусству. Этот  обычный  термин обозначает, на самом деле, огромную и безумно красивую сферу художественной деятельности человека – создание художественных ВЕЩЕЙ. Основу щедрого дара составляют научные издания: труды  Государственного Эрмитажа, сообщения  Государственного Эрмитажа, годовые Отчеты ГЭ, каталоги коллекций музея. В них – не просто материалы, а концентрированный плод многолетних исследований ученых,  хранителей Эрмитажа.  Это квинтэссенция эрмитажной науки, которая является важнейшей составляющей жизни и репутации ведущего музея страны. Прекрасно изданы книги по отдельным видам искусства, роскошно иллюстрированные, с  уникальным содержанием, написанные ведущими специалистами Эрмитажа – они, несомненно, привлекут внимание будущих читателей. Музей изобразительных искусств Республики Карелия даст возможность познакомиться с книгами всем посетителям выставки: от музейных сотрудников, художников, исследователей, историков, книговедов, коллекционеров и антикваров, до студентов и любителей изобразительного искусства. Выставка работает по 25 ноября.

muzeobzor-02-petrozavodsk-1

Однако ж если вас судьба закинула в Сыктывкар, морозный, но невероятно гостеприимный, добро пожаловать в местный Национальный музей Республики Коми! Здесь вам и вашим детям предложат заняться “Занимательной археологией”. Интерактивная выставка позволит каждому посетителю, независимо от возраста и навыков, попробовать себя в роли археологов.  Взрослые и дети узнают  об открытиях и изобретениях древнего человека, приемах обработки различных материалов, устройстве и использовании древних механизмов, а также смогут  разгадать многие загадки каменного, бронзового и железного веков. На выставке можно будет: стать первобытным художником, найти настоящий зуб мамонта, при помощи зернотерки получить муку, достроить жилище человека эпохи бронзы,  изготовить полотно на ткацком станке и многое другое. Макеты для выставки были созданы студентами института культуры и искусства Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина под руководством старшего преподавателя кафедры декоративно-прикладного искусства Дурнева В.А. Вообще, Национальный музей Республики Коми богат на разного рода любопытные, подчас и почти всегда интерактивные мероприятия. Одно из которых звучит не просто гостеприимно, но как-то особенно тепло и по-домашнему привлекательно, зазывно: «В кругу друзей за чашкой чая». Вот, что об этом деле пишут на официальном сайте музея: …в теплой дружеской обстановке гости познакомятся с традицией  чаепития, существовавшей у коми и русского народов в конце XIX – начале XX вв.; узнают о том, как и с чем раньше пили чай, что такое «сахарная голова», что значит пить чай «вприкуску», «внакладку», «вприглядку» и «вдогонку»? А еще освоят чайный этикет, разгадают загадки, соберут необычные пазлы. И это далеко не все, что предлагает Национальный музей Республики Коми.

muzeobzor-02-moskva-1

Ну, и столица нашей Родины Москва – разномузейная, зовет к себе алчущих новизны и художественных открытий. За таковыми куда угодно, но вот Третьяковская галерея предлагает вам следующее: “Лев Багст и семья Третьяковых. В рамках проекта “Третьяковская галерея открывает свои запасники”. Историко-архивная выставка расскажет зрителям о любви дочери основателя Третьяковской галереи Любови Гриценко и знаменитого художника и сценографа Льва Бакста. События тех дней представлены на выставке, дополненной онлайн проектом и публикацией книги Л.С.Бакста “Серов и я в Греции”. Документы, фотографии, личные вещи – свидетели романа, разворачивавшегося более 100 лет назад. Весь семейный архив Льва Самойловича Бакста, благодаря которому реализуется проект, передали в Третьяковскую галерею его сын Андрей Львович Бакст и падчерица Марина Николаевна Гриценко. Отдел рукописей Третьяковской галереи хранит уникальные личные фонды художников, коллекционеров и искусствоведов. Его коллекция, насчитывающая более 200 тысяч  единиц хранения, пополняется уже более 100 лет. Отдел работает как доступный для исследователей научный центр, а произведения из его собрания регулярно экспонируются на международных и отечественных выставках.

Прошелся по музеям и выставочным залам всей страны Дмитрий МОСКОВСКИЙ

Share →

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *


Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>