Малика Курбанова /dagpravda.ru /. Апанди Магомедова, думается, излишне представлять дагестанцам, но все же… Это известный художник, можно сказать, классик дагестанского изобразительного искусства, образованный, независимый, ироничный, в общем философ. У него много титулов, еще больше званий и длиннющий список выставок. Работы мастера хранятся в крупных российских, зарубежных  музеях, галереях и частных собраниях. Слышишь «Апанди» – и подразумеваешь абстракцию, самое что ни есть современное искусство. Одно радует, что это имя принадлежит Дагестану. А мне приятно вдвойне: он – мой сосед.

Правда, в последние несколько лет о художнике мало что слышно. Говорит: «Ушел в тень. Все свободное и несвободное время занимает ремонт в новой творческой мастерской».

Здесь мы и встретились. Трехэтажное строение с потрясающим видом на море. Зная Апанди, уверена, что все здесь мастером продумано до мелочей, будет что-то стильное, неординарное и явно без всяких золотистых завитушек, так ценящихся у нас.

– Работать в хорошей мастерской – не прихоть, а жизненная необходимость. Главное – высокие потолки. Чем выше потолки – тем выше арт-объект, – делится Апанди.

На втором этаже хранятся груды упакованных книг, работ и «всякий хлам». Здесь и альбом с фоторепродукциями картин от самых ранних до поздних. У Апанди свой взгляд на мир, который гораздо сложнее, чем видится каждому из нас, тем более что внешний мир, созданный художником, – это не что иное, как отражение его внутреннего состояния, выражение определенной свободы и диалог с миром. Нет, он вовсе не навязывает зрителю свое мнение. И это важно.фото-тимура-агирова-(2).jpg

– Если художник пытается удовлетворить одного-единственного зрителя, с его точки зрения, самого взыскательного и самого придирчивого, то есть самого себя, есть надежда, что в этом случае он найдет десяток других людей, которые себе представляют мир так же, как и он, или согласятся с его точкой зрения, и он будет кому-то интересен. Если он не интересен себе, то он на самом деле никому не интересен, – рассказывает Апанди. Тут же закипает самовар. – Будет чай на дровах. Признаться, я уже перешел тот рубеж, когда волнует общественное мнение.

- Смелая позиция. Я бы даже сказала, эгоистичная.

– Художники вообще эгоисты. И действуют в своем творчестве исходя из своих эгоистических потребностей.

- Когда говорят «успешный художник», имеют в виду количество проведенных выставок или это означает только то, что он за хорошие деньги продает свои работы?

– Лично для меня – первый вариант. Не зная ни истории искусства, ни тенденций его развития, понять фото-тимура-агирова-(4).jpgсовременное искусство невозможно! Художники сейчас тоже такие: они сразу хотят рисовать, как Пикассо, Ротко! Надо читать про искусство, просвещаться и просто любить его.

- А как у вас с продажами?

– К сожалению, дагестанцы не настолько любят искусство, чтобы выкладывать за него деньги. Посмотреть – да! Обсуждать – да! Принять в подарок – тоже да! Мой основной доход – преподавательская деятельность. И вообще интересно работать с детьми. Они, как губка, все впитывают.

- А как часто приходится возвращаться к уже пройденному?

– Я работаю циклами. Сначала над одним, заканчиваю, выставляю, убираю и принимаюсь за новое. А возвращаться к прежнему как-то скучно для меня, почти невозможно.

- Интересно, что сейчас вас волнует?

– Пока только ремонт в мастерской . Приходится отказываться от участия в выставках, встречах. И так года два. Да, еще готовлюсь к персональной выставке в Москве, запланированной на октябрь. В Махачкале последний раз «выставлялся» аж в 2007 году. Так что буду думать. Как видишь, пространство для творчества неограниченное, а значит, мыслей прибавится. Шучу-шучу…

 

Share →

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *


Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>